Вопросы и ответы

Не позднее 30 июня 2020 г. нужно уведомить каждого сотрудника о возможности сделать выбор: использовать оба вида книжек или только электронный формат.

Когда сотрудник подаст заявление о том, что выбирает электронный вариант сведений, ему нужно будет выдать трудовую книжку на руки.

С этого момента работодатель не будет отвечать за ее ведение и хранение. Не придется делать выписку из трудовой книжки по просьбе работника.

Сотрудникам, выбравшим цифровой формат, нужно будет предоставлять сведения о трудовой деятельности в организации на бумажном носителе или в электронном виде:

- в период работы - не позднее трех рабочих дней со дня обращения работника;

- в день увольнения.

Выдавать данные нужно по форме СТД-Р. Проект формы представлен на публичное обсуждение. Подробнее о ней читайте в обзоре.

Если работодатель не предоставит сотруднику сведения вовремя, он будет нести такую же ответственность, как за задержку выдачи трудовой книжки.

Сотрудники решают вопрос о формате данных в течение 2020 года. Если работник попросит сохранить бумажный вариант или не сообщит о выборе, придется делать двойную работу: вести трудовую книжку и передавать сведения в ПФР.

Право на оба формата сохранится за работником, пока он не сделает выбор в пользу электронного варианта.

Обратите внимание: при приеме сотрудники могут предъявлять сведения о трудовой деятельности. Нужно проверять, есть ли в документе отметка о том, что работник отказался от бумажной книжки. Если есть, достаточно будет подавать в ПФР сведения. Отметки нет – попросите работника предоставить книжку. Если он потерял ее или не может передать по другой причине, придется завести новую.

Да, можно. Для этого необходимо подать работодателю соответствующее письменное заявление в произвольной форме до конца 2020 года. В таком случае трудовая книжка будет вестись и в старом, и в новом формате одновременно. Работодатель продолжит вести трудовую на бумаге и в том случае, если работник не подаст заявление до конца 2020 года.

Все, у кого трудовая книжка уже есть или появится до конца 2020 года, смогут сохранить ее в традиционном формате. Если человек устраивается на свою первую работу в 2021 году или позже, данные о его трудовой деятельности будут вестись только в электронном виде.

Если работник выбирает электронную трудовую книжку, это не значит, что бумажная трудовая перестает использоваться и теряет свою значимость. Необходимо сохранять бумажную книжку, поскольку она является источником сведений о трудовой деятельности до 2020 года. В электронной версии трудовой книжки фиксируются только сведения начиная с 2020 года.

Сведения из электронной трудовой книжки можно получить через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда России и на сайте Портала государственных услуг.

Чтобы войти в личный кабинет, необходимо зарегистрироваться и получить подтвержденную учетную запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) на портале Госуслуг. Если вы уже зарегистрированы на портале, для входа в личный кабинет на сайте ПФР используйте ваши логин и пароль.

Информацию из электронной трудовой книжки можно будет получить также в бумажном виде, подав заявку:

- работодателю (по последнему месту работы);

- в территориальном органе Пенсионного фонда России;

- в многофункциональном центре (МФЦ).

Информация представляется работодателю либо в распечатанном виде, либо в электронной форме с цифровой подписью. И в том и в другом случае работодатель переносит данные в свою систему кадрового учета.

Нет, при увольнении работодатель будет обязан выдать сведения о трудовой деятельности либо на бумаге, либо в электронном виде (если у работодателя есть такая возможность). В случае сохранения бумажной трудовой книжки, данные будут фиксироваться в ней.

Да, нужно. Информация представляется работодателями-страхователями на всех зарегистрированных лиц, включая лиц, работающих по совместительству и на дистанционной работы.

Работники, выбравшие электронную трудовую книжку, получают бумажную трудовую книжку на руки с соответствующей записью о сделанном выборе (на основании письменного заявления работодателю в произвольной форме о переходе на электронную трудовую книжку). Пример записи в трудовую книжку прилагается.

С 1 января 2020 года сведения о трудовой деятельности застрахованных лиц необходимо представлять в ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

С 1 января 2021 года сведения в случаях приема на работу или увольнения должны будут представляться не позднее рабочего дня, следующего за днем приема на работу или увольнения.

Работодатели должны сообщать в Пенсионный фонд данные о трудовой деятельности работников. ПФР будет хранить почти всю информацию, которую вносят в трудовую книжку. Исключение - записи о поощрениях и образовании.

Направлять данные в Фонд нужно в случае:

- приема сотрудника;

- постоянного перевода;

- увольнения;

- написания им заявления о выборе формата трудовой книжки.

Подавать сведения также следует при других кадровых изменениях, например, при получении работником новой квалификации.

Сведения нужно подавать по форме СЗВ-ТД.

Формировать данные о сотрудниках работодатели могут одним из способов:

- с помощью своих программно-технических средств;

- с использованием электронного сервиса Пенсионного фонда.

Направлять сведения нужно аналогично другой отчетности в ПФР. Так, представлять их потребуется в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью. Работодатели, у которых за прошедший месяц числилось меньше 25 сотрудников, могут передавать информацию на бумаге.

Информационная система ПФР аттестована в соответствии с действующим законодательством в области защиты персональных данных. Многолетний опыт показывает высокий уровень защищенности информационных систем Пенсионного фонда России. Сбой или взлом с последующим изменением или уничтожением данных практически невозможны. Информация лицевых счетов фиксируется в распределенных системах хранения, что исключает риск потери данных.

В нашей стране при переходе от планового ведения хозяйства к рыночной экономике были внесены изменения и в вопросы регулирования оплаты труда. В соответствии со статьей 6 Трудового кодекса Российской Федерации вопросы оплаты труда относятся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На федеральном уровне гарантируется минимальный размер оплаты труда (МРОТ), на региональном – вопросы оплаты труда могут регулироваться путем принятия нормативных правовых актов и через систему социального партнерства.

МРОТ с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 02.06.2016 года № 164-ФЗ утвержден в размере 7500 рублей в месяц.

Кроме того, в соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса РФ между Правительством Нижегородской области, Нижегородским областным союзом организаций профсоюзов «Облсовпроф», региональным объединением работодателей «Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей» заключено и действует «Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Нижегородской области на 2016 год» от 27.10.2015 года № 312-П/305/А-517.

Согласно региональному соглашению в Нижегородской области для работников, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) размер минимальной заработной платы на 2016 год установлен в организациях внебюджетного сектора экономики не ниже 9000 рублей, в учреждениях бюджетной сферы на уровне не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, т.е. с 1 июля 2016 года – 7500 рублей.

Каждым регионом принимается свой размер минимальной заработной платы. На 2016 год в городском округе городе Москве данный норматив принят в размере 17300 руб., в Московской области – 12500 руб., городском округе городе Санкт-Петербурге – 11700 руб., Ленинградской области – 7800 руб. и т.д.

В соответствии со статьями 134, 135 системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок (должностных окладов) и их индексацию, порядок установления компенсационных и стимулирующих выплат, определяются организациями самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах, трудовом договоре и других локальных нормативных актах с учетом заключённых Соглашений на федеральном и региональном уровнях. Таким образом, уровень заработной платы работника в условиях рыночной экономики зависит от занимаемой должности или профессии, от квалификации специалиста, которая складывается из уровня профессиональной подготовки, опыта работы, личностных и профессионально важных качеств. На размер заработной платы также влияют интенсивность, продолжительность и условия труда, она напрямую зависит от объема работ и сбыта продукции в конкретной организации.

Правительство Нижегородской области определяет уполномоченной организацией, участвующей в осуществлении полномочий по предоставлению с 2015 года государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, филиал по Нижегородской области Федерального государственного унитарного предприятия «Паспортно-визовый сервис» Федеральной миграционной службы.

Адрес филиала: город Нижний Новгород, улица Должанская, дом 2А

Время работы: понедельник – четверг с 8:00 до 17:00, пятница: с 8:00 до 15:45. Время обеда: с 12:00 до 13:00.

Телефоны для справок: (831) 412-98-25, (831) 246-01-04

Для того чтобы получить патент, иностранный гражданин в течение тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию должен предоставить в местное отделение Федеральной миграционной службы следующие документы:

1) заявление о выдаче патента;

2) две цветные фотографии размером 3x4 без уголка;

3) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

4) миграционную карту с указанием работы как цели визита в Российскую Федерацию и с отметкой пограничного органа федеральной службы безопасности о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты. Обратите внимание! В миграционной карте нужно обязательно указать: цель въезда в Российскую Федерацию – работа, не частный визит.

5) действующий на территории Российской Федерации на срок осуществления трудовой деятельности данным иностранным гражданином договор (полис) добровольного медицинского страхования (ДМС), либо договор о предоставлении платных медицинских услуг, заключенный с медицинской организацией, находящейся на территории Нижегородской области.

Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному гражданину первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме. Это новое, обязательное условие.

6) документы, подтверждающие, что данный иностранный гражданин здоров, что он не наркоман и не болеет опасными инфекционными заболеваниями, а также отдельно нужно предоставить сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Причем, этот сертификат должен быть выдан медицинской организацией, находящийся на территории Нижегородской области.

Перечень медицинских учреждений, которые будут проводить медицинское освидетельствование трудовых мигрантов, установлен постановлением Правительства Нижегородской области от 17.12.2014 г. № 902 «Об утверждении перечня медицинских организаций». Это следующие организации:

  • ГБУЗ НО «Нижегородский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями»;
  • ГБУЗ НО «Нижегородский областной клинический диагностический центр»;
  • ГБУЗ НО «Нижегородский областной кожно-венерологический диспансер»;
  • ООО «Единый медицинский центр» (за исключением полномочий на выдачу сертификата об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

В среднем стоимость медицинского освидетельствования составит 2000 рублей.

7) документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации. Это еще один важный пункт, без таких документов патент не выдадут.

В Нижегородской области действуют следующие центры по сдаче обязательного экзамена по русскому языку, истории России и основам российского законодательства: Нижегородский государственный университет им. Лобачевского, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет «Центр международного образования и сотрудничества «АЛЕКСАНДРиЯ», Нижегородский государственный инженерно-экономический институт (НГИЭИ).

Стоимость сдачи комплексного экзамена без предварительного обучения составляет от 4900 до 5400 рублей.

8) документы о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания.

Если трудовой мигрант обратился за патентом позже 30 календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию, то нужно заплатить штраф и предоставить квитанцию об уплате штрафа за нарушение срока обращения за оформлением патента.

Да, можно. До 2014 года по патенту можно было работать только у физических лиц в качестве садовников, нянь, помощников по дому, и так далее. Для работы у юридического лица нужно было получать разрешение на работу, теперь это ограничение отменяется.

Государственные организации будут обязаны применять профессиональные стандарты.

Проектом федерального закона «О внесении изменения в статью 195.1. Трудового кодекса Российской Федерации», подготовленным Минтрудом России, предлагается законодательно закрепить обязательность применения профессиональных стандартов работодателями – государственными и муниципальными организациями, а также организациями, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Профессиональные стандарты раскрывают профессиональную деятельность специалистов, находящихся на различных квалификационных уровнях и связанных общей технологической задачей (исследования, производства, проектирования, обслуживания). При этом описания требований к специалисту в профессиональных стандартах носят комплексный характер с использованием более современной конструкции в виде сочетаний требований к знаниям, умениям и компетенциям, профессиональному опыту.

Эти основные особенности профессиональных стандартов делают их основными элементами национальной системы квалификаций, связывающими сферу труда и сферу профессионального образования. Законопроект, подготовленный в соответствии с поручениями Президента РФ и Правительства РФ, создает условия для активизации государственных и муниципальных учреждений, государственных компаний и корпораций по внедрению профессиональных стандартов, что позволит повысить эффективность и качество оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) указанными учреждениями и организациями.

В Управлении надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Федеральной службы по труду и занятости в пределах компетенции рассмотрено обращение, касающееся вопросов обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов, и сообщается следующее.

В соответствии со ст. 225 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.

В настоящее время действует Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, утвержденный Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13.01.2003 г. №1/29 (далее - Порядок).

Сообщаем, что согласно п. 2.3.1 Порядка руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (в структурных подразделениях организации).

Пунктом 2.3.2 Порядка определен перечень руководителей и специалистов (включающий в том числе заместителей руководителей организаций, курирующих вопросы охраны труда, специалистов служб охраны труда, работников, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда), которые проходят обучение по охране труда в обучающих организациях, оказывающих услуги в области охраны труда.

В связи с этим поясняем, что последний абзац п. 2.3.2 Порядка относится к руководителям и специалистам организации, которые не указаны в абз. 1 - 8 п. 2.3.2 Порядка. Обучение по охране труда этих лиц организации, относящихся к категории руководителей и специалистов, может проводиться самой организацией, имеющей программу обучения по охране труда, разработанную на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, билеты, утвержденные руководителем организации, и комиссию с членами комиссии, прошедшими обучение в обучающей организации, имеющей соответствующую аккредитацию.

Кроме того, в случае отсутствия в организации комиссии по проверке знаний требований охраны труда прохождение обучения по охране труда в обучающих организациях, имеющих соответствующую лицензию и аккредитацию, для руководителей и специалистов, указанных в последнем абзаце п. 2.3.2 Порядка, является обязательным.

С учетом изложенного сообщаем, что в соответствии с положениями ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Дополнительно информируем, что в соответствии со ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

При этом квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда, должны соответствовать требованиям, установленным положениями раздела «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Единого квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.05.2012 г. №559н.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Постановления Минтруда России от 22.01.2001 г. №10 «Об утверждении межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» и от 08.02.2000 г. №14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»).

В соответствии со статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), законодательные и нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, в том числе постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 г. №298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», применяются поскольку они не противоречат ТК РФ.

Статьей 117 ТК РФ в редакции, действующей с 1 января 2014 года установлено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска указанным работникам составляет 7 календарных дней.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

Исходя из вышеизложенного, продолжительность дополнительного отпуска, указанная в Списке, утверждённом постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 г. №298/П-22 может устанавливаться только в случае, если обязательство сторон социального партнёрства по применению данного документа, с учетом результатов специальной оценки условий труда, имеется в отраслевом (межотраслевом) соглашении и коллективном договоре.

Также сообщаем, что в соответствии со статьёй 219 ТК РФ, повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Пункт 29 Методики проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н, предусматривает, что отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами) осуществляется независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений в отношении рабочих мест медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность. Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора осуществляется в соответствии с Приложением № 9 к вышеуказанной Методике.

Письмо Минтруда России от 30.03.2015 г. № 15-1/005-1702 разъясняет, что соответствующие виды деятельности должны быть указаны в должностных инструкциях работников. Исчерпывающий перечень работ с патогенными биологическими агентами и требования безопасности работы с микроорганизмами I - II и III - IV групп патогенности регламентированы санитарно-эпидемиологическими правилами СП 1.3.3118-13 и СП 1.3.2322-08 (соответственно).

Исходя из вышеизложенного, при оценке биологического фактора комиссия по СОУТ и эксперты должны учитывать:

  • направления и виды медицинской деятельности учреждения;
  • задачи структурных подразделений;
  • соответствие выполняемых работ и функций медицинского персонала перечням работ, установленным СП 1.3.3118-13 и СП 1.3.2322-08;
  • списки работников, допущенных к работам с патогенными микроорганизмами и сведения об их инструктаже по биологической безопасности;
  • наличие санитарно-эпидемиологических заключений на помещения, в которых проводится работа с патогенными микроорганизмами;
  • порядок осуществления санитарно-профилактических мероприятий.

Документальное подтверждение фактической занятости конкретных медицинских работников на работах с патогенными микроорганизмами входит в компетенцию работодателя.

Дополнительно сообщаем, что в целях профилактики рисков получения заболеваний при осуществлении медицинской деятельности необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами в сфере здравоохранения, в том числе СанПиН 2.1.3.2630 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», а также лицензионными требованиями к медицинской деятельности, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. № 291.

Вместе с тем предоставление дополнительного отпуска за работу в безопасных (класс 2) условиях труда может быть обосновано в рамках специальных нормативных правовых актов, не связывающих предоставление таких отпусков с условиями труда (например, статья 350 ТК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 г. № 482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников» и от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности», и другие).

В целях недопущения распространения случаев заболеваний, вызванных новым коронавирусом, предоставление государственных услуг в области содействия занятости населения на территории Нижегородской области организовано преимущественно в дистанционном режиме. Личный прием граждан осуществляется государственными казенными учреждениями центрами занятости населения Нижегородской области в исключительном случае по предварительной записи (по электронной почте или по телефону). Постановка на регистрационный учет граждан в целях поиска подходящей работы, признание их безработными производится в ГКУ ЦЗН по месту жительства гражданина, указанному в паспорте (по прописке). Для постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы необходимо представить следующие документы: а) паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий; б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда. Для более качественного и полного подбора подходящей работы, а также для возможности регистрации в качестве безработного дополнительно предъявляются следующие документы (при наличии): а) трудовая книжка или документ, ее заменяющий, а также трудовые договоры и служебные контракты; б) документы об образовании, о квалификации; в) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (или справка 2-НДФЛ.

С подробной информацией о правилах прохождения регистрации в целях поиска подходящей работы, а также регистрации и перерегистрации в качестве безработного Вы можете ознакомиться по телефонам «горячих» линий центров занятости населения Нижегородской области в разделе "Горячие" телефонные линии ГКУ ЦЗН Нижегородской области

Все вакансии службы занятости населения размещены в информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России» www.trudvsem.ru и на интерактивном портале управления по труду и занятости населения Нижегородской области www.zan.nnov.ru. Здесь можно получить подробную информацию о ситуации на рынке труда и об услугах службы занятости, пройти онлайн-тестирование по профессиональной ориентации, записаться на прием в службу занятости, ознакомиться с начислением социальных выплат, сформировать и разместить резюме. Также мы рекомендуем лично посетить ГКУ «Центр занятости населения», где квалифицированные специалисты организуют мероприятия по содействию Вашему трудоустройству.

Сообщаем, что безработные граждане, направленные на профессиональное обучение или получение дополнительного профессионального образования по направлению службы занятости, снимаются с учета в качестве безработного и приобретают статус занятых. В период профессионального обучения по направлению службы занятости, гражданам выплачивается стипендия.

В соответствии с законодательством о занятости населения Российской Федерации и постановлением Правительства Нижегородской области от 23.12.2011 года №1080 женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, имеют право пройти профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование по направлению службы занятости населения. Вам необходимо находиться в трудовых отношениях с работодателем, лично обратиться в ГКУ «Центр занятости населения» по месту жительства и предоставить следующие документы: 1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; 2) документ, подтверждающий нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, полученный у работодателя; 3) копия свидетельства о рождении ребенка. Вы можете самостоятельно ознакомиться с перечнем профессий (специальностей), по которым возможно профобучение в 2018 году, размещенным на сайте ГКУ ЦЗН г.Нижнего Новгорода www.trud-nnov.ru в разделе «Гражданам» подраздел «Профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет». Для получения информации о комплектовании конкретных учебных групп Вам необходимо обратиться в ГКУ ЦЗН г.Нижнего Новгорода по адресу: ул. Рождественская д. 24а, каб.4, а также по тел.: 437-15-34; 437-39-85.

Условия досрочного выхода на пенсию гражданам предпенсионного возраста предусмотрены Законом РФ «О занятости населения в РФ» (далее – Закон о занятости). В соответствии со статьей 32 Закона о занятости по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренной Законом РФ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях), уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Таким образом, досрочная пенсия назначается в отношении безработных граждан при одновременном наличии следующих условий: - граждане относятся к категории лиц, указанных в статье 32 Закона о занятости; - граждане отвечают условиям для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренным статьей 8 Закона о страховых пенсиях; - граждане уволены в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации; - отсутствует возможность для трудоустройства граждан; - гражданам поступило предложение от органов службы занятости; - граждане выразили согласие на установление соответствующей досрочной пенсии. В случае наличия всех указанных обстоятельств безработным гражданам может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно.