Что такое медиация?
Способом внесудебного разрешения споров, возникающих из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также споров, возникающих из трудовых правоотношений и семейных правоотношений является процедура их урегулирования с участием профессионального посредника (медиатора).
Само понятие «медиация» определено Федеральным законом от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»: «Медиация - процедура урегулирования конфликта, в которой участвуют равноправные стороны…, а также нейтральное и независимое лицо (медиатор), содействующее сторонам в урегулировании конфликта и достижении ими взаимовыгодного соглашения».
В Законе предусмотрена возможность проведения процедуры медиации, как в порядке до судебного разрешения спора, так и в рамках рассмотрения дела в суде: для этого необходимо обратиться к судье с письменным ходатайством об отложении судебного разбирательства для проведения переговоров или процедуры медиации. При этом медиатор не навязывает сторонам свое решение конфликтной ситуации, не занимает чью-то сторону, а фокусирует внимание на интересах сторон, которые сами принимают решение по всем ключевым вопросам.
Примирительная процедура медиации обладает рядом положительных качеств:
- эффективность (договоренности, достигнутые сторонами в процессе проведения примирительных процедур, более компромиссы и, как следствие, исполнимы, чем принудительное решение суда);
- оперативность (при желании сторон можно урегулировать спор за небольшой временной промежуток (продолжительность процедуры медиации от 1 дня до 180 дней);
- сохранение деловых связей (как показывает опыт, в случае примирения деловые отношения сторон не только сохраняются, но и становятся еще крепче);
- сотрудничество и равноправие сторон (ни одна из сторон не имеет преимуществ по отношению к другой, в процессе поиска вариантов урегулирования спора, стороны должны содействовать друг другу в достижении конечного результата);
- конфиденциальность (информация и документы, используемые при проведении примирительных процедур, не подлежат разглашению, что позволяет избежать разглашения конфиденциальной информации);
- рациональные финансовые затраты (использование примирительных процедур не влечет необходимость несения судебных издержек);
- нацеленность на удовлетворение интересов каждой из сторон использование примирительных процедур позволяет удовлетворить действительные интересы сторон;
- выбор посредника (медиатора) (при использовании примирительных процедур стороны вправе самостоятельно выбрать лицо, содействующее урегулированию спора, что вызывает доверие сторон к такому лицу и укрепляет авторитет результата примирения).
Текст закона можно скачать по ссылке - Федеральный Закон Российской Федерации от 1 января 2011 года "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"